Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы образовательных организаций
МЕНЮ
Наш храм

ИСТОРИЯ ХРАМА СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

_DSC0096 а копияПредположительно, обитель на этом месте возникла в 1252 году после нашествия монголо-татарского войска (Неврюева рать, приведенная братом Александра Невского князем Андреем). Переславцы защищали город под руководством воеводы Жидислава. Он был убит. На месте его гибели заложили монастырь в честь святых князей Бориса и Глеба (Борисоглебский монастырь, что на песках).
Деревянные здания монастыря тех времен не могли сохраниться. Они горели, их разрушали, грабили, монахи гибли во время вражьих набегов. Но обитель вновь и вновь восстанавливалась, молитвы к Богу возносились непрестанно.
Расцвет монастыря пришелся на ХVI век, но длился недолго. Уже в начале 17 –го века он был разграблен поляками: «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Обитель простояла в запустении несколько лет, но в 1642-м году возобновлена стараниями и трудами монаха Адриана (1642-1644гг).
С 1653 по 1704 годы монастырем управляли строители и настоятели Серапион, Авраамий, Сергий, Иоасаф, Варсонофий, Герман, Адриан.
В этом монастыре подвизался монах Корнилий-молчальник (в миру – Конон). Он родился в Рязани в семье купца во 2-й половине 17-го века. До прихода в Переславль жил в Лукиановой пустыни, затем пришел в Борисоглебский монастырь, здесь принял обет пожизненного молчания. Перед смертью принял схиму и умер в 1693 году.
В этом монастыре жил послушником Василий Антипович Высоцкий (1665-1737 гг.) в молодые годы. Позже, в 1693 году он был рукоположен в иерея и зачислен в клир дворцового московского в Кремле храма Рождества Богородицы на сенях. В 1699 или 1700 году принял монашеский постриг с именем Варлаам, с 1704 года – игумен Борисоглебского монастыря. При нем на средства царевны Наталии Алексеевны ( сестры царя Петра Первого) на территории монастыря строится каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святым Борису и Глебу. В 1705 году обретены мощи Корнилия и помещены в новом храме.
С 1714 по 1744 годы в монастыре настоятели Герман, Варлаам, Филагрий, Филарет. До 1744 года монастырь был синодальным, позже приписан к Переславской епархии. ( С 1744 по 1788 годы в Переславле епархия с епископом, находящимся в Успенском монастыре). В 50-х годах 17-го века у монастыря 48 душ крестьян, часть денег вносится на содержание Переславской семинарии. В 1762-1764 годах обителью управляет Алимпий.
В 1764 году монастырь упразднили, церковь обратили в приходскую. При ней кладбище, где были похоронены многие видные горожане, например, Андрей Алексеевич Темерин.
Смоленско-Корнильевская церковь с трапезной, «покоями» (келейным корпусом) и колокольней имеет необычную композицию – это действительно церковь-монастырь. Под колокольней – кельи, соединенные трапезной с храмом.
С 1858 по 1864 годы здесь служил священник Свирелин Александр Иванович, с 1864 по 1866 годы – Чижов Александр Михайлович, с 1866 по 1889 – Сахаров Андрей Иванович, с 1889 – Фортунатов Никанор Спиридонович.
В 30-е годы прошлого (20-го) века здесь служил протоиерей Малинин Василий Ксенофонтович, пользовался авторитетом среди духовенства и паствы. Он уделял много внимания воспитанию и просвещению детей, к нему на беседы шли не только переславцы, но и жители близлежащих деревень.18 октября 1937 года о.Василий был арестован, обвинен в создании антисоветской церковно-монархической организации, обвинен в том, что «вел среди населения фашистскую агитацию, выступал с защитой врагов народа, проводил антисоветскую обработку детей и школьников, призывал их не слушаться учителей-безбожников, не вступать в пионеротряды и посещать церковь». Виновным себя не признал. Постановлением «тройки» НКВД по Ярославской области от 28.10.1938 года приговорен к 10-ти годам исправительных работ. 19.01.1938 года прибыл в Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь, вскоре переведен в Дальневосточные лагеря, где скончался.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года причислен к новомученикам.
В храме службы шли почти до начала Великой Отечественной войны. Затем власти его закрыли, убранство храма исчезло, расхищен иконостас (на Царских резных вратах изображалось осязание Воскресшего Христа апостолом Фомою), деревянная гробница преподобного Корнилия. Из многих икон храма особо почиталась прихожанами икона семи спящих отроков. (Возможно, что она находится в Покровском храме).
В помещениях Смоленской церкви были устроены склады городского торга.
В 60-е годы случился пожар. До середины 70-х годов 20-го века кельи и трапезная служили жильем, в 1988 году обрушилась колокольня.
В конце 90-х годов церковь передана Никольскому женскому монастырю.
14 октября 2011 года в Смоленском храме прошло первое после ремонта богослужение, с тех пор по воскресным дням и большим праздникам литургии совершаются регулярно для учащих, учащихся и их родителей.
Истории этого святого места 760 лет.
Малинин Василий родился в селе Патакино Владимирской губернии в 1877 году в семье псаломщика. Образование получил во Владимирской духовной семинарии, закончил ее в 1898 году. В 1899 году рукоположен во иерея, назначен служить в Смоленской церкви.
Свирелин А.И. с1864 года учится в Московской духовной академии, с 1864 года – священник Феодоровского монастыря, с 1866 года – смотритель Переславского духовного училища. Автор православного словаря, некоторых учебников для церковно-приходских школ, краевед – его публикации были напечатаны в различных изданиях
Варлаам (Высоцкий) – архимандрит Троице-Сергиева монастыря, духовник императрицы Анны Иоанновны, царевен Натальи Алексеевны, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии, Марии, царицы Прасковьи Федоровны (жены царя Ивана Алексеевича) и ее трех дочерей.