25-26 ноября в православной гимназии состоялась первая в этом учебном году образовательная сессия. Она прошла в рамках недели физико-математических наук. Тема звучала так: «Моделирование в естествознании». Двухдневная игра была организована среди учащихся 6-11 классов. Задача игры состояла в том, чтобы дети получили опыт размышления над загадками
природы. А загадка была следующая. Вареное яйцо положили на горлышко бутылки. В бутылку бросили горящую спичку. Когда огонь потух, яйцо само втиснулось в бутылку. Почему так произошло?
Для решения поставленной задачи ребята разделились на 3 группы: теоретиков и экспериментаторов. Старшеклассники сформировали аналитическую службу, которая должна была подготовить журналистский отчет об игре. Получив задание, дети были полны решимости сразу ответить на поставленный вопрос. Работа закипела. В ходе двухдневной игры дети выдвигали
гипотезы, объясняющие явление.
Итак, игра началась. Она состояла из двух частей: работы групп и заседаний общего пленара. В ходе двухдневной игры дети выдвигали гипотезы, один эксперимент следовал за другим, а долгожданная победа не наступала. И, вот, после 1,5 часового поиска результат определился. Ликованию не было границ.
Самое главное требование игры – гипотеза должна быть изображена с помощью рисунка и описана словами. На пленаре происходило «испытание гипотезы», т.е. проверка предположения о воздействии природных сил на яйцо и бутылку. Некоторые гипотезы не выдерживали критики.
Верным оказалось предположение о том, что воздух состоит из частиц, частицы непрерывно движутся. В движении сталкиваются между собой или наталкиваются на препятствия. Столкновение – это удар. Удар – это давление. Внутри бутылки частицы воздуха сгорают. Изнутри на яйцо больше ничего не давит. А снаружи частицы воздуха продолжают оказывать давление на яйцо. Это давление и загоняет яйцо в бутылку.
В течение прошедших двух дней ученики проделали сложную, непривычную для них работу. Аналитическая группа подготовила фото и видеоотчеты о деятельности теоретиков и экспериментаторов.
Педагоги православной гимназии надеются, что со временем такие игры по различным предметам станут традиционными в школе. И еще. Хотим выразить большую благодарность тем специалистам, которые сопровождали нашу игру. Прежде всего, духовнику гимназии, о. Евгению, по инициативе которого и состоялась наша сессия. А также Губановой Татьяне Михайловне, специалисту образовательного центра «Измайлово», и преподавателю переславского университета Бородулину Валерию Ивановичу. Ждем с нетерпением следующих игр!
После окончания сессии мы попросили ребят дать отзыв об игре. И вот некоторые высказывания гимназистов и педагогов:
Мне понравилась эта образовательная сессия. Мы узнали много новой познавательной, удивительной и интересной информации. Приятно и увлекательно проводить опыты, доказывать теории, решать совместно задачи и чувствовать себя немного физиком. Сессия была очень интересной и познавательной.
(Матвеев Никита, 7 класс)
Мне очень понравилось. Особенно то, что сами научились думать, а не выжимать знания из других. Хотелось бы на этом не останавливаться.
(Грибкова Дарья, 7 класс)
Мне понравилась сессия, так как мы научились выражать мысли схемами и рассуждать в группе.
(Кульков Иван, 7 класс)
Вообще сессии мне нравятся. И я была рада, что они у нас будут регулярно. Сессия по физике у нас была впервые. Мне нравилось ставить опыты и самой выдвигать гипотезы!
(Лазарева Елизавета, 8 класс)
Мне всё очень понравилось. Понравилось то, что с учителями общались не по-обычному. Что они нам рассказывают, а мы слушаем. Мы были как бы на равных. Понравилось делать опыты. Время очень быстро летело. Не задавали уроки!
(Герасимова Анна, 8 класс)
Очень понравилось! Помогает развивать логическое мышление. Повышает интерес к предмету.
(Учитель биологии и химии Блохина Любовь Александровна)
Материал подготовили Киселева Марина Игоревна (зам. директора по ВР) и ученик 8 класса Лазарев Сергей.